В 16-17 веках борьба с колдовством развернулась не только в Европе, но и в других частях света. Крестьяне беспокоились за свой урожай и скот, священники стремились уберечь от дъявола прихожан, медики не замедлили извлечь выгоду из страха, который наводили злые женщины и коварные мужчины, а юриспруденция изживала дъявольщину с неукротимым пылом. Колдуном (ведуном), колдуньей или ведьмой называли всякого, кто прибегал к заговорам и заклятьям с помощью злых духов для претворения в жизнь своих зловредных намерений. Однако вскоре эти слова стали использовать и в отношении тех, кто подозревался в причастности к сверхъестественным явлениям: будто бы меняли облик, сотрудничали с дъяволом или принимали участия в странных ночных обрядах.
Само определение ведьмы пришло, вероятно, из христианской Византии примерно в конце 9 века. Речь шла о людях вступивших в сговор с Сатаной, обешавшим им несметные богатства в обмен за бессмертную душу. Приблизительно к тому же времени относятся первые упоминания о шабашах - ночных сборищах ведьм, на которые те, как утверждалось, прилетали по воздуху. Целью шабаша было поклонение их подлинному повелителю - дьяволу, ради которого они отреклись от христианской веры и которому отдали свое тело и душу.
Теперь они служили исключительно дъяволу, выполняя задачи и обязанности, с которыми почему-то он не мог справиться сам. К моменту, когда эти идеи широко распространились в общественном сознании, колдовские практики и цели были самым детальным образом объяснены и обоснованы богословами.
В 1390 году лондонский прорицатель Джон Беркинг был арестован и признан виновным в гадании. Он был приговорен к двум неделям тюрьмы и часу у позорного столба, а затем изгнан из Лондона.
Несмотры на очевидно благие намерения, предсказатель Уильям Биг арестован в 1467 году. Он воспользовался хрустальным шаром, чтобы найти , где скрывались воры. Согласно приговору, он должен был появиться на улицах города с прикрепленным к голове свитком, в котором было написано, в чем заключалось его преступление.
Когда Генрих IV сообщил, что Линкольншир превратился в логово волшебников, заклинателей, предсказателей, колдунов и некромантов, он отправил письмо епископу с просьбой провести расследование и наделил его полномочиями взять виновных под стражу, дабы искоренить зло. И в самом деле, впоследствии духовным судам будет что сказать по вопросу преследования потенциальных ведьм.
О процедурном аспекте следствий раннего этапа борьбы с колдовством и магией известно немного, но важно то, что они имели место в период конфликта и раздора и что они были нередко направлены против известных людей того времени. Когда государство наконец занялось разработкой законодательства, направленного против ведьм и колдовства, это было сознательное решение. В результате на протяжении какого-то времени расследования носили уголовный характер, а потому рассматривались светскими судами и не подчинялись церковной юрисдикции.
С первых дней правления Елизаветы I в Англии были приложены максимальные усилия для создания единого, четкого правового инструмента, предусматривающего суровые наказания за использование заклинаний, колдовство, магию и другие подобные преступления. В итоге в 1565 году такой закон был принят, и в нем с уверенностью утверждалось:
"Всякого, кто буде применять, практиковать или прибегать к любому виду колдовства, заговора или заклинания, в результате которого пострадает или погибнет человек, а также его советников и помощников ожидает мучительная смерть как худшего из преступников".
Многие винят в появлении этого закона Джона Джуэла, епископа Солсберийского, английского священника, разделявшего кальвинистские воззрения, который был влиятельной персоной при дворе Елизаветы I. Он убедил королеву, что ее подданным угрожает смертельная опасность:
"Число такого рода людей значительно возррсло в последние годы во владениях Вашей Милости. Эти глаза видели наиболее очевидные и выраженные признаки их греховности. Подданные Вашей Милости изнемогают до смерти, теряют дар речи и лишаются чувств, их цвет вянет, их плоть разлагается.
Потому Ваши бедные подданные обращаются к Вашему Величеству со смиреннейшей просьбой привести в исполнение законы, направленные против подобных злоумышленников".
В большинстве случаев были приняты схожие законы, запрещающие черную магию, которая описывалась как некромания, приготовление зелий, вхождение в контакт с духами, гадание, колдовство, наложение чар и заклятий. Такие действия приравнивались к тяжелейшим преступлениям вроде ереси, изготовления всевозможных подделок, подлога, отравления и измены.
Со временем это определение было расширено, и под него также стали подподать медиумы и люди, обладающие другими экстрасенсорными способностями, а также те, кого бы мы сегодня назвали гипнотизерами (лечащими внушением). Их тоже считали причастными к колдовству, особенно если они прибегали к заговорам или заклинаниям.
Под прицелом оказалось и традиционное использование травяных снадобий, что странным образом совпало с появлением профессиональной медицинской практики. Не исключено, что именно под влиянием врачей, стремящихся главным образом избавиться от конкурентов, траволечение стало восприниматься как колдовство.
До того как медицина сформировалась как наука, во всем мире к травнику или знахарю обращались за помощью всякий раз, когда кто-то заболевал. В этой связи интересно отметить, что известная нам сегодня "нетрадиционная медицина" еще пол века назад считалась колдовством, хотя в действительности именно она является самой что ни на есть традиционной.
Кроме того, следовало опасаться некромантов. Считалось, что они способны воскрешать мертвых для осуществления своих дъявольских намерений. Некроманты якобы вступили в сговор с дъяволом, который наделил их способностью молниеносно перемещаться на большие расстояния и менять облик. Однако на практике нередко оказывалось, что адепт черной магии всего лишь продал душу за земные блага.
Обладатели хрустальных шаров и ясновидящие подозревались в сотрудничестве со злыми духами, которые помогали им вызывать образы в кольце, стекле или камне.
Наконец,были и сами ведьмы. Тогдашнее описание ведьмы отражает те ужас и отвращение, которое они вызывали у современников:"Ведьма или колдунья - это женщина, которую дъявол обманом принудил заключить с ним делку. Она способна сотрясать землю громами и молниями, вызывать град и бурю, уничтожающие урожай и с корнем вырывающие деревья.
У нее есть помощник - фамильр( создание в образе кошки, козы, собаки, теленка, свиньи и т.д.), который помогает ей быстро перемещаться на большие расстояния. Она также может летать на метле или вилах. Ведьма отправляется в эти далекие путешествия, чтобы встретиться с дъяволом".
Итак, ведьма, вне всяких сомнений, является пособницей дъявола и, будучи таковой, сеет разрушение,пользуясь своей способностью менять погоду. Ее странный способ перемещения объясняется необходимостью участия в ужасающих оргиях и ритуалах, которые не обходятся без самого дъявола.
Примем во внимание, что в те времена люди практически поголовно верили в то, что дъявол является реальным воплощением зла, которое может подстерегать их на каждом шагу:никто не сомневался в том, что он может обманом заманить неосматрительного человека в свою западню. Невозможно установить, присутствовал ли этот страх изначально в глубинах сознания простых людей, но те, кто считал своим долгом защищать страну и ее жителей, не видели причин осторожничать, когда речь шла о борьбе с силами зла, где бы они ни гнездились.
У охоты на ведьм имелись и политические причины. Например, в Англии во времена правления Елизаветы I, считалось, что колдовство и чары использовались для возвращения в страну католизма и возведения на трон королевы-католички Марии Стюарт. Не исключено также, что преследования ведьм Елизаветой были каким-то образом связаны с более ранними слухами, касающимися ее матери - Анны Болейн.
Говорили, что Анна была ведьмой. Возможно, сплетня была распущена с целью пошатнуть положение Елизаветы, но в любом случае голословное утверждение было воспринято всерьез многими подданными королевы.
Верятно, с первым серьезным обвинением выступил от имени своего короля Эстасе Капуйс, посол императора Карла V, чтобы предотвратить развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его новый брак с Анной Болейн. Капуйс описывает Анну как злую женщину , которая "прибегала к колдовству, чтобы манипулировать королем и контролировать его". Католический священник и писатель Николас Сандерс подлил масла в огонь, заявляя, будто бы у Анны Болейн "шишка на шее и шестой палец на правой руке".
В те времена наличие шестого пальца считалось безусловным признаком ведьмы. Однако можно почти с полной уверенностью утверждать, что Сандерс вводит читателей в заблуждение: венецианский посол, видевший Анну в 1532 году, описал ее как женщину среднего роста, необычно смуглую, с прекрасными черными глазами. Даже сам Кайпус не упомянул об этом дефекте, хотя трудно было бы найти более недоброжелатнльного свидетеля.
Сандерс также заявил, что отец Анны отправил ее во Францию, потому что у нее были сексуальные отношения по крайней мере с двумя мужччинами - его дворецким и священником. Тем не менее на момент отъезда анна даже не достигла половой зрелости: ей едва исполнилось семь. Самым же странным является утверждение богослова о том, что в действительности Анна Болейн была дочерью Генриха VIII и его предпологаемой любовницы Элизабет Болейн. Таким образом, Сандерс объявлял, что Анна вышла замуж за собственного отца.
Генриху VIII был нужен наследник, но, к несчастью, Анна так и не родила ему сына. Сначала на свет появилась девочка( впоследствии Елизавета I), затем последовал выкидыш, а потом преждевременно родился мертвый уродец. Генрих не мог признать, что зачал такого ребенка, и заявил, что отцом является любовник Анны. Считалось, что ведьма не может родить нормального ребека, и, несмотря на то, что у Анны уже была абсолютно здоровая дочь, Генрих обвинил жену в колдовстве и попытке отравления его старшей дочери Марии и герцога Ричмондского - внебрачного сына короля.
Последствия такого обвинения были очевидны, но, чтобы избавиться от Анны, требовались доказательства. Предполагалось, что у ведьм множество любовников,они отравляют своих врагов, вызывают бесплодие у мужчин и не гнушаются инцестом и содомией. Дело было за малым: найтилюбовников королевы. Генрих развил обвинительную линию, рассказав, что его временно поразила импотенция, и при поддержке министров выявил не менее семи мужчин, в том числе брата Анны, которым вменялись любовные интриги с его супругой.
Исход был предрешен: Генри Норрис, Марк Смитон, Фрэнсис Уэстон, Уильям Бреретон и Джордж Болейн были казнены 17 мая 1536 года. Их всех признали виновными в сексуальных связях с королевой в период с октября 1533 по декабрь 1535. Томасу Уайету и Ричарду Пейджу повезло больше - с них сняли обвинение и отпустили. Сама же Анна Болейн была обезглавлена.
Итак, у нас складывается более или менее целостная картина причин, по которым огульная охота на ведьм охватила мир в 16-17 столетиях. Во-первых, христианство не побороло окончательно пережитки языческих верований. Во-вторых, между его отдельными направлениями развернулась борба за власть и влияние на правителей. В-третьих, такой подход предоставлял неограниченные возможности для мести, устранения сопернтков и неугодных, позволял ткнуть пальцем в любого, кто чем-либо выделялся. Опасность колдовства выглядела необычайно реальной в глазах недалекого и суеверного обывателя: чем еще объяснить рождение мертвого ребенка, отсутствие молока у коровы или или плохой урожай?
Продолжение следует (Как распозанть ведьму).
Отредактировано verhovuska (2011-04-05 15:31:06)